28 ноября 2012 г.

Писатель и актер. Взаимосвязь судеб

Нечасто пишу на отвелченные темы, да и нечасто пишу. Но иногда хочется написать про некоторые всплывающие факты, которые действительно поражают.

...Года два назад я взахлеб прочитал роман Оруэлла "1984", вслед за ним сразу же и "Скотный двор". Скажу прямо, "Скотный двор" показалась мне фактически тем же "1984" (что соответствует правде отчасти. Рассказ был написан раньше 1984, где идея тоталитаризма развита и перенесена на людей). 


Для людей, кто слыхом не слыхивал про роман "1984" (боже, я надеюсь про него хотя бы слышали читающие меня люди, ибо стыд и позор, среди моих однокурсников человека 3 его только читали), расскажу что за он. Это ЭТАЛОННЫЙ роман антиутопия, про тоталитарное общество, где государство вмешивается во все сферы человеческой жизни, указывает что делать и как делать, неугодных вырывает из жизни вместе с любым упоминанием, даже язык является предметом вмешательства. Любое инакомыслие преследуется. Ничего не напоминает? Именно поэтому я и проглотил этот роман на одном дыхании. Собственно, в тот момент Оруэлл казался мне человеком, который предсказал отношения человека и государства в капитализме и при тоталитарных строях (СССР, КНР). Именно "1984" подарило своеобразный лозунг-напоминание:

Что за "Большой брат"? Дико советую обратится к роману! Но это все то же государство. И если утопия - это Мор и Компанелла с его "Городом солнца" и позитивным восприятием коллективизма и равенства, то Хаксли, Воннегут и Оруэлл - это антиутопические романы о взаимодействии индивидуальности и государства. 

Но что это я? К чему все это? К тому, что Оруэлл - это подчеркнуто автор, восхваляющий индивидуализм, критикующий государственную машину (в том числе, и наказания). И тут я читаю ненароком статью про еще одного человека-символа, человека-знака, замечательного усача Чарли Чаплина. 

Чарли Чаплин в свое время сам замечательно простебал тоталитаризм и государственную машину в его знаменитом "Великом диктаторе"
Так что же может объединять Джорджа Оруэлла и Чарли Чаплина, этих двух людей, чей позитивный образ витает вокруг только при одном произношении имени? 

Информация, как оказалось, не новая. В 1998 году британские спецслужбы рассекретили материалы, в которых ясно указывалось на то, что Оруэлл вел своеобразный список неблагонадежных людей, связанных с коммунистическими группами или исповедающих такие взгляды. Сей список был прозван "Списком Оруэлла", и был им самим же передан в спецслужбы. БУМ! В списке красных оказался сам Чарли Чаплин, уже почивающий на лаврах славы, заслуженный человек. Оруэлл, который писал про угрозу тоталитарного общества, сам же стал винтиком, карающим и перемалывающим механизмом в системе. БУМ! 

...А знали ли вы, что у Чаплина было аннулировано впоследствии гражданство США, он остался в Европе, где в Швейцарии и прожил остаток своих дней, оставив в родной стране дом, киностудию и многое другое? Сколько в этом поучаствовал сам Оруэлл - непонятно. 

...Оправдывает или нет писателя тот факт, что в это время он был фактически смертельно болен туберкулезом, переживая свои последнии дни в лечебницах.  Говорят, разум помутился из-за болезни. Говорят. Но факт остается фактом. Оруэлл "стучал". 

Не знаю, после этого факта я долго был в сметении. С другой стороны, много неясного, я так и не выработал какого-то мнения по этому поводу. Просто еще раз убедился,что не все всегда так, как выглядит. А нам посоветую не забывать: Большой Брат следит за тобой!