31 июля 2012 г.

Мысли вслух: Пост про необычную любовь

Я много писал. Писал о глупостях и о важном (хотя, кто скажет, где та грань). Я писал о веселом и о грустном. Я признавался в любви и пылал ненавистью. Но я никогда в частности не писал о Родине, о Бацькаушчыне. Этот пост я хочу посвятить Беларуси.




Произнесите само слово "Беларусь". Нет, не как трактор, а именно как имя. Понимаю, это не так-то просто, слишком уж много солоноватого привкуса в этом слове. Я не хочу отдаваться в частности, вести речь о том, как я люблю бел-чырвона-белую Беларусь, или, не дай бог, как я люблю государство. "Каб любiць Беларусь, нашу мiлую мацi, трэба у розных краях пабываць" - подписываюсь. Полностью. Весь перечень эмоций о Беларуси можно прочувствовать только тогда, когда ты БЕЗ комфорта путешествуешь по заграницам и точно так же возвращаешься обратно. Когда ты разговариваешь в дороге с русскими и с беларусами (особенно в весках), ощущаешь, как сердце грубеет и тает (в первом и во втором случаи). Нет, ни в коим случаи, русские оказались не такими кровожадными, но пообщавшись со многими, ты понимаешь, насколько они другие, насколько в них много печали о больших просторах. В беларусах "нам ничего не надо, у нас все есть, все рядом". У нас "малое в большом, большое в малом". Вся Беларусь - это Аддис Абеба, это своеобразная Эфиопия со своим Соломоном. Мы живем в легендарное время.

Время утрат, время горькое для культуры. Но в то же время это шанс прочувствовать себя белорусом. Я - первое поколение людей, полностью ассоциирующее себя с Беларусью. Это поколение, пустившее корни. Я нарадзиуся здесь, я тут жыву и мне тут яшчэ не усе роуна. Теперь эти строки можно заменить на "я нарадзиуся у Беларуси".

Я со спокойной совестью откидываю все эти мечты о большой Беларуси, от Балтийского до Черного моря. Я был в Смоленске и белорусский язык вызывает там лишь непонимание. Генетически там уже совсем другой народ и другое самосознание. Думаю, что в Белостоке, а тем более, в Вильнюсе, ситуация схожая. Моя страна хороша и прекрасна именно тем, что она такая не большая и не маленькая. И нет у нас морей, к черту, зато сколько рек, озер. Чего стоит только моя любимая Ислочь, с ее тайными местами, о которых знаю только я да еще один дорогой мне человек?!

Кстати, само отсутствие морей или океанов формирует особенное сознание народа. Человек на море никогда не заплывает за горизонт, не переплывает море. Но он видит бесконечность, величие. Это сродни божественному откровению, мы как будто смотрим в глаза бескрайней природе, ощущаем себя частичкой. И тут два варианта: либо песчинкой ощутить себя, либо бесстрашным завоевателем бесконечных гладей. Мы - речной народ. Боже, сколько рек и замечательных озер я видел этим летом. Проточная ледяная Ислочь, торфяное Материнское озеро чайного цвета чего только стоят. Мы всегда видим другой берег. Мы более целеустремленный народ, я верю в это. Более бесстрашный, ведь берег видим, значит и шансов переплыть туда больше.

Люди. Люди бывают разные. Но как я рад был услышать "хмарки" ды "вужыки" от человека, который вез нас от самой границы в Могилев.Он немного стеснялся, говорил, что мол де "я парэнь калхозны". Но ведь в этот момент больше всего стеснялся именно я, что не смогу без минского акцента с ним разговаривать, не потяну мову, ему покажется, что я издеваюсь. Мы стеснительные, сами в себе, в своих переживаниях. Даже в Ракове, последний пьянчужка, без ноги, подсевший к нам поговорить не казался наглым бомжом. Он не бомж, он абсолютно осознанно нес себя по течению. И в речах его была какая-то такая правда, правда стороннего наблюдателя жизни. Пообщайтесь с нашими людьми за мкадом, им, в отличии от тех же русских, хочется поговорить о себе, о быту, о жизни. У наших людей простор не в территории, он в душе. Наша бесконечность скрыта внутри. И город зажимает в рамках закрытости. Мы, все же, очень добродушный народ, суть которого скрыта в запахе сосны и свежевспаханной земли, в запахе чабреца и полыни.

Знаете, Беларусь для меня - это не общепринято красивая девушка, это обычная, ни в коим случае не простая девушка. Эта девушка прекрасна той сокровенной красотой, которую нельзя раскрывать другим, ей не нужны шпильки. Это девушка, увидившая многое, скрывающая в себе целый космос и которая ждет, когда вы ее полюбите. А когда вы ее действительно полюбите, тогда она вам отдаст всю себя, всю свою суть, всю взаимность и полноту любви. Беларусь я ассоциирую со своей первой любовью. Но, Беларусь, я надеюсь, не столь переменчива) Она заслуживает того, чтобы мы гордились ей.

Попутешествуйте по Беларуси, переночуйте в палатке, посмотрите на звезды, послушайте журчание воды, искупайтесь на рассвете и закате. А потом, при костре, глядя на луну, тихонько шепотом попробуйте сказать: Беларусь...