В своем эссе Фицджеральд как бы подводит итоги эпохи
джаза, оглядывается назад и дает краткий обзор. Что же такое, этот век джаза?
Джаз изначально обозначал, как ни странно, секс, потом танец, а только потом
уже музыку (если доверять автору). Период века джаза: 1919-1929 гг, так что
имеем мы по факту совершенно не век, а, дай бог, десятилетие. Но именно
помпезность и вычурность данной эпохи дали основания называть хоть веком, хоть
тысячелетием сие действо.
Сразу же хочу начать параллель с «потерянным поколением»,
о которых писали Хемингуэй и Ремарк. Временные рамки практически одинаковые,
только «потерянные» - это есть пережившие как первую и вторую мировые, так и
сам век джаза, т.е. охватывает большие временные рамки и можно считать одними и
теми же людьми. С одним исключением. Все же, к потерянному поколению нельзя
относить всех тех кутейников и прожигателей жизни, как нельзя ставить в один
ряд Фицджеральда с Ремарком.
Сам же Фицджеральд выделяет особенности эпохи, символы и
знаки. Алкоголь, секс, суфражизм, аполитичность, спад в спорте, вспышки
насилия, опошление. При этом сам Фицджеральд с некоторым отвращением вспоминает
тех представителей сего века, как культурных нуворишей. Наверное, именно этот
век дал стереотипический образ глупого и вычурного американца, путешествующего
по миру и надменно взирающего свысока на аборигенов. Именно с этого времени США
стартует как доминанта в мировой культуре (массовой). И если культурный котел
Европы 20-ых годов – это Франция, Париж, то США – это постепенная переработка,
выделяющая эссенцию, европейских мотивов.
Потерянное поколение – это есть пережившие ужасы двух
войн люди, пытающиеся найти себе место в мире. Люди века джаза – это предтечи
общества всеобщего потребления, нашедшие себя в алкоголе и эпатаже. Рано или
поздно, их ждало протрезвление в виде 2 мировой войны и простого старения.
Десятилетие джаза есть торжество материализма. Потерянное поколение есть
разрушение мифа о несокрушимости материальных ценностей и благ, что приводит к
переоценке устоявшегося сознания, поиске настоящих чувств и эмоций, не скрытых
пеленой алкоголя и пошлости. А там уже и переход в разряд потерянных.
Времена потребительского рая меняются кризисами, после
кризиса наступает облегчение. Сама цикличность дает постоянные поводы называть
кого-нибудь потерянным поколением, а обычное десятилетие называть целым веком.
В целом, любая подвижка, связанная с переоценкой обществом роли секса, дает
большой культурный толчок. Хотя, обращаясь к Бодрийяру, секс везде привел
общество к асексуальности, пресыщенности наслаждениями. Не сомневаюсь, что
изначально дух эмансипированности, вседозволенности давал свои культурные
плоды, был авангардным и шокирующим. Но чем больше социум свыкается с
эпатажностью, тем более эта эпатажность превращается в пошлость.