7 декабря 2012 г.

Отзвуки века джаза. Эссе по Фицжеральду



В своем эссе Фицджеральд как бы подводит итоги эпохи джаза, оглядывается назад и дает краткий обзор. Что же такое, этот век джаза? Джаз изначально обозначал, как ни странно, секс, потом танец, а только потом уже музыку (если доверять автору). Период века джаза: 1919-1929 гг, так что имеем мы по факту совершенно не век, а, дай бог, десятилетие. Но именно помпезность и вычурность данной эпохи дали основания называть хоть веком, хоть тысячелетием сие действо.

Сразу же хочу начать параллель с «потерянным поколением», о которых писали Хемингуэй и Ремарк. Временные рамки практически одинаковые, только «потерянные» - это есть пережившие как первую и вторую мировые, так и сам век джаза, т.е. охватывает большие временные рамки и можно считать одними и теми же людьми. С одним исключением. Все же, к потерянному поколению нельзя относить всех тех кутейников и прожигателей жизни, как нельзя ставить в один ряд Фицджеральда с Ремарком.
Сам же Фицджеральд выделяет особенности эпохи, символы и знаки. Алкоголь, секс, суфражизм, аполитичность, спад в спорте, вспышки насилия, опошление. При этом сам Фицджеральд с некоторым отвращением вспоминает тех представителей сего века, как культурных нуворишей. Наверное, именно этот век дал стереотипический образ глупого и вычурного американца, путешествующего по миру и надменно взирающего свысока на аборигенов. Именно с этого времени США стартует как доминанта в мировой культуре (массовой). И если культурный котел Европы 20-ых годов – это Франция, Париж, то США – это постепенная переработка, выделяющая эссенцию, европейских мотивов. 
Потерянное поколение – это есть пережившие ужасы двух войн люди, пытающиеся найти себе место в мире. Люди века джаза – это предтечи общества всеобщего потребления, нашедшие себя в алкоголе и эпатаже. Рано или поздно, их ждало протрезвление в виде 2 мировой войны и простого старения. Десятилетие джаза есть торжество материализма. Потерянное поколение есть разрушение мифа о несокрушимости материальных ценностей и благ, что приводит к переоценке устоявшегося сознания, поиске настоящих чувств и эмоций, не скрытых пеленой алкоголя и пошлости. А там уже и переход в разряд потерянных.
Времена потребительского рая меняются кризисами, после кризиса наступает облегчение. Сама цикличность дает постоянные поводы называть кого-нибудь потерянным поколением, а обычное десятилетие называть целым веком. В целом, любая подвижка, связанная с переоценкой обществом роли секса, дает большой культурный толчок. Хотя, обращаясь к Бодрийяру, секс везде привел общество к асексуальности, пресыщенности наслаждениями. Не сомневаюсь, что изначально дух эмансипированности, вседозволенности давал свои культурные плоды, был авангардным и шокирующим. Но чем больше социум свыкается с эпатажностью, тем более эта эпатажность превращается в пошлость.