27 августа 2012 г.

Карл Меннингер "Война с самим собой"

Хох, давненько я не писал. Почему? У меня был бурно-выматывающе-депрессивный август. У двух Андреев - две недели флета. Это было жестко.

Зато вот концовка августа удалась на славу. Я наконец-то дочитал Карла Меннингера "Война с самим собой".

Книга - замечательная. Она не просто интересная, она мне помогла, дала ключи к моим проблемам. Это не сраный Карнеги или лабуда по типу "Легкий способ отыметь шлюху бесплатно" или "Как я стал богатым, имея папашу миллиардера". Это самая что ни на есть хардкорнейшая психология.



Собственно, откуда я узнал про эту книгу? А узнал я про нее из текста "Ночных грузчиков"

Очень уж интересно стало. И вот я взялся читать, прорываться сквозь гущу текста.
Сразу скажу, что нежным подросткам не стоит читать. Нет, там нет расчлененки (кроме описания случаев, когда девочка сама себе глаза вырвала), но есть такая правда обо всем. О нашем подсознательном. Не все приятно. Я бы даже сказал,что читая, ты сам себя диагностируешь. А вот во мне диагностировать есть что. Делиться всем уж не буду, но очень интересно. В двух словах, Меннингер пишет о борьбе инстинкта смерти и жажды любви и ее проявлениях. Т.е. когда перевешивает желание умереть - человек так или иначе пытается покончить с собой. От явного до подсознательного поведения. Все это сопровождается множеством примеров из его практики, которые анализируются и даются часто очень интересные выводы.

Из этой книги я вынес множество вещей. Но он дал своеобразную схему поведения, когда есть проблемы. В двух словах привожу большуууую цитату. Авось, поможет или заинтересует. Да, это скорее множество цитат, с купюрами:

А. Понижение уровня агрессивности
Вместо того чтобы вымещать свою злобу на соседе, третировать жену или заниматься духовным самоистязанием, человек может потренироваться с боксерской грушей или потратить излишек агрессивной энергии, сыграв партию в гольф.
       

Таким образом, мы должны принимать во внимание все виды активности, связанные как с игрой, так и с профессиональной деятельностью; выход агрессивной энергии обеспечивают занятия политикой, коммерческой деятельностью; в определенной степени этому способствуют и некоторые увлечения, оборотная сторона которых имеет агрессивную окраску. Например, работа в саду и, в частности, прополка сорняков*;

!!!!Распространение "цивилизации" подразумевает сокращение видов разрушительной деятельности, что находит отражение в готовности наших знакомых идти на войну для реализации своего деструктивного потенциала.

        Рассмотрим еще один способ воздействия на агрессивность. Это - вынужденный и преднамеренный отказ от некоторых объектов любви, которые в действительности являются объектами ненависти. Иногда привязанность одного человека к другому подразумевает слишком большой процент ненавистных эмоций по сравнению с количественным наполнением любовными эмоциями.
Иными словами, человек, по отношению к которому мы испытываем сильное чувство любви или ненависти, может стать фактором усиления наших саморазрушительных тенденций, точно так же, как пуля, выпущенная в кирпичную стену, рикошетом может попасть в стрелка.

        Б. Снижение стремления к самонаказанию
        Наиболее распространенным средством борьбы с чувством вины является искупление. Как мы убедились, иногда оно подразумевает жертву. Жертва может носить органический характер или быть выражена поведением человека. Жертва бывает материальной и символической; проявляться как невротический симптом или невротическое поведение.

        Замена раскаяния чем-то полезным и социально значимым может считаться нормальной формой поведения, хотя можно предположить, что само чувство необходимости в покаянии невротично*.
        Именно поэтому нельзя обойти вниманием отчетливый терапевтический эффект религиозного покаяния.

        В. Оздоровление эротического элемента
"Они хотят любить друг друга, только не знают как!"
Ничто так не препятствует любви, как любовь к самому себе; поэтому лучшим средством оздоровления является смещение эгоцентричных эротических устремлений в сторону внешних объектов.

        Личность подобна дереву, ветви которого зимой выглядят голыми и безжизненными; но вот наступает весна, а вместе с ней крона покрывается зеленью. Однако топор дровосека делает на стволе зарубку, из которой обильно льется животворящий сок, пытающийся вылечить ствол от нанесенного повреждения. Все жизненные силы уходят на самолечение, и рост листвы прекращается. Дерево вновь становится голым и безжизненным, окостеневшим и угрюмым (агрессивным) и постепенно умирает в бессмысленной попытке утолить жажду раны, поглощающей все жизненные соки.
Очень немногим удается преодолеть барьеры нарциссизма, которые прочны, как пластырь, намертво приклеенный к ране, которая давно уже зажила.
Нарциссизм - это жажда, которую невозможно утолить и которая отравляет радость жизни*.

Все ту же токсемию нарциссизма мы наблюдаем в проявлениях провинциального самодовольства, в расовых предрассудках и дискриминации, в самолюбии, которое тешат такие кумиры, как национализм, снобизм и ощущение собственной принадлежности к "сливкам общества".

Я вполне отдаю себе отчет в том, что в любви человека подстерегают опасности, огорчения и разочарования, но я не думаю, что это должно препятствовать нашей главной цели - "любить и быть любимым".

Очень многие утонченные, чувствительные натуры артистического склада в принципе ограждают себя от возможности близких и доверительных человеческих отношений, ибо опасаются конфликтных ситуаций (проявления агрессии), хотят исключить вероятность возможной душевной раны или предательства, бегут от ответственности за чужое счастье и благополучие.

        Из приведенных выше примеров видно, что я рассматриваю музыку, живопись, драматическое искусство, радио и кино как нечто большее, чем средства развлечения и получения эстетического удовольствия. Я считаю их бастионом, ограждающим человека от саморазрушения.